Археологи и историки не без основания называют Беларусь настоящим европейским «сейфом». Ведь кладов здесь находят едва ли не больше, чем на всем континенте. За последние полтора века — минимум 1100! И есть повод считать, что ненайденных сокровищ в нашей земле, на дне рек и болот, в фундаментах и стенах зданий и других потаенных местах хранится еще несметное множество.
В Библии, а также в старорусском языке, к которому, кстати, современный белорусский язык стоит ближе всего, было слово «скровище», или «сокровище». А вот слово «клад» попало к нам из польского, а в него — из германского (немецкого) языков. И означает оно все то же «сокровище», нечто никому не известное, спрятанное в месте, про которое не знает никто, кроме владельца.
В средневековье предавать денежные сбережения земле было таким же обыденным делом, как сегодня отнести деньги в банк. Об этом свидетельствуют многочисленные авторы и очевидцы. А. Меерберг, австрийский дипломат, который бывал в России в 1661–1662 годах, рассказывает в книге «Путешествие в Россию»: «Сельские жители, да и сами дворяне, живущие в своих деревнях и имениях, обычно закапывают свои нажитые деньги в лесах и полях по обычаю предков». Генерал Манштейн, служивший в России, писал про время между 1727–1744 годами: «Множество купцов, наживших деньги торговлей, закапывают их в местах, известных им одним, и умирают, не открыв того никому. Таким образом, в России думают, что в недрах ее земли находится больше денег, чем их находится в обращении в народе».
Для схоронения клада, как правило, выбиралось место подальше от жилья, но с условием, чтобы пользоваться ими было удобно (откопать–закопать). Клад размещался неглубоко от поверхности земли: обычно 20–40 сантиметров, изредка до 1 метра и более. Почему же счастливый владелец не возвращался в последний раз за деньгами? Хозяин мог умереть, не известив об этом наследников, его могли взять в плен чужестранцы, в конце–концов он мог просто перепутать место и не найти его. Словом — череда случайностей.
Поиск кладов — настоящая болезнь. Еще до революции вышла довольно интересная и, главное, умная исследовательская работа «Поиск сокровищ как душевная болезнь». Это действительно так: человека может захватить безудержная идея поисков. Но важнейшую роль здесь играет случайность. Череда случайностей претворяет клад в находку.
Иногда эти случайности бывают совсем невероятными! В рейтинге удивительных находок пальма первенства принадлежит, бесспорно, братьям нашим меньшим. Именно они сделали достоянием общественности огромное множество сокровищ. Так, в 1843 году на окраине города Борисова заметили ворону, которая таскала в гнездо какие–то блестящие предметы. Когда проверили, то это оказались литовские, польские, прусские и русские монеты XVI века. Очевидно, деньги были в горшке и зарыты в землю. От перепадов температур на горшке сконцентрировалась влага, которая, сбегая вниз, замерзла. Образовавшийся лед и вытолкнул клад на поверхность. Ворона, которую привлек блеск монет, начала их переносить на дерево в гнездо.
В 1888 году около деревни Новоселки (ныне Барановичского района) крот буквально выбросил на поверхность земли римские монеты I–II столетий. Его назвали «Клад вслепую». А еще в Беларуси трижды фиксировались «свинские клады». В 1921 году на окраине Слуцка свинья вывернула из земли горшок с ливонскими и нидерландскими монетами XVII века. Подобная история повторялась еще дважды: в 1961 году в деревне Веска Старобинского района свинья выкопала литовские и польские монеты XVII века, а в 1963 году в деревне Атрубок Докшицкого района — ливонские и нидерландские того же периода.
Иногда клады «открывает» и природная стихия. Так, в 1964 году размытая ливнем лесная дорога около поселка Касаляки Кормянского района была буквально усыпана восточными монетами IX века. Ну, и, конечно, поскольку в большинстве своем клады — нечаянная радость, то и находят их чаще всего те, кто любит покопаться в земле. Например, дети. В 1969 году в урочище Вельмово близ деревни Гидровки Новогрудского района мальчик случайно палкой колупнул землю и нашел приличный клад польских и литовских монет XVII века. Но еще больше повезло местной ребятне на Полотчине в 1971 году. Там ребятишки обнаружили один из самых значительных кладов — разбойничью казну, состоявшую из серебряных арабских дирхемов, которая весила аж 24 килограмма! Так что если ваш ребенок усердствует с лопаткой во дворе — не мешайте и не отвлекайте его, авось ему повезет! По этому поводу у славян существовала легенда, что клады могут открываться лишь существу безгрешному — вспомните гоголевскую «Пропавшую грамоту»…